Оценка бизнеса

Современный мир требует от руководителей бизнес-структур особого подхода к организации рыночных отношений, формированию основных производственных активов, обладающих популярностью и высоким спросом на рынке. Продавая и покупая коммерческую недвижимость, ценные бумаги, товарные знаки, транспорт, производственное и складское оборудование, каждый руководитель должен точно знать цену, реальную рыночную стоимость предмета сделки, чтобы не оказаться в убытке. Во избежание такой ситуации специалисты советуют заказать независимую оценку бизнеса профессиональным оценщикам.

Под оценкой бизнеса рассматривают присвоение стоимости производственным фондам, материальным и нематериальным активам, состоящим на балансе оцениваемой компании. Специалисты-оценщики имеют достаточный опыт оценки хозяйственных субъектов различных отраслей: сельского хозяйства, промышленного производства, банков, предприятий торговли и т.п. Цели проведения оценки определяются сторонами до начала оценочных работ.

Ими могут быть:

- покупка или продажа бизнеса;
- передача в аренду или доверительное управление;
- кредит под залог бизнеса;
- организация конкурсного производства;
- ликвидация (банкротство) компании;
- реорганизация бизнеса;
- переход в МСФО и др.

В зависимости от условий и наличия исходной информации, оценщик может воспользоваться одним из трех методов, позволяющих определить стоимость компании:


1. Доходный;
2. Затратный;
3. Сравнительный.

Затратный подход позволяет провести объективную переоценку финансовых обязательств и активов: материальной базы, транспортного парка, оборудования, зданий и конструкций, финансовых активов и обязательств и т.п.

Доходный метод целесообразно применять на практике тогда, когда возникает необходимость в оценке ожидаемых денежных потоков, в объективной оценке рисков, связанных с инвестиционными проектами. Рыночная стоимость ожидаемых финансовых потоков и является итогом оценки.

Анализ ситуации на открытом рынке и использование его результатов при оценке бизнеса, конкретного предприятия, является основой сравнительного подхода к определению стоимости бизнеса. Такая оценка актуальна для обоснования сделок купли-продажи, внесении доли в уставный фонд компании, определении залоговой стоимости, организации финансового аудита и в других случаях.